(Беседа с Видагдха Широмани прабху и Радхавинодом прабху)Корр.: Поделитесь, пожалуйста, своими первыми впечатлениями о харинаме.
Видагдха Широмани пр.: Мой путь в Сознании Кришны начался именно с харинамы. В 91-м году, будучи студентом Института им. Герцена, я впервые встретил преданных. На Невском проспекте, возле Казанского собора пели необычно одетые молодые люди. Руки этих людей были подняты вверх, и все они смотрели на портрет пожилого человека, индуса. Под портретом было написано: «Шрила Прабхупада». А люди пели: «Джай Прабхупада!» Я подумал: «Странные они — человеку какому-то поклоняются». Таким было первое впечатление.
Вскоре мой близкий друг стал практиковать Сознание Кришны. Он же является моим вартма-прадакшика гуру. Первый раз он привел меня на праздник Ратха-Ятра; это была огромная харинама, на которой присутствовали Прабхавишну Свами и Ниранджана Свами. Больше всего мне понравилась санкиртана. Я был в восторге от воспевания и танцев. Программа закончилась, и преданные сказали, что такие воспевания проходят два раза в неделю на Невском. Я не соблюдал тогда принципы, не повторял 16 кругов махамантры, но еженедельно стал ходить на харинаму — больше всего мне нравилось петь святое имя. Через год, так получилось, я уже вел одну из харинам. И с тех пор по сегодняшний день я выполняю это служение.
Корр.: Чем харинама начала 90-х отличалась от сегодняшней?
Видагдха Широмани пр.: В самом начале на харинаме было не так много преданных. Тогда не было аккордеона, не использовался микрофон, преданные играли только на караталах и мриданге, а танцы матаджи почти не отличались от танцев прабху - они шли в конце харинамы и пели. Но экстаз был тот же. Лидировали на харинамах очень «продвинутые» преданные: Чайтанья Чандра Чаран прабху, Сутапа прабху, Нрисимха Прасад прабху и другие. Потом со временем харинама приобрела сегодняшнюю форму – мини фестиваля, карнавала.
Корр.: На харинаме — всегда экстаз, или бывает по-разному?
Видагдха Широмани пр.: Я очень сильно привязан к киртану. Я не сразу стал ходить на лекции, читать книги, узнал о принципах, о 16 кругах. Мне не слишком нравилась философия, не нравилась диета, но я чувствовал что-то особенное, когда мы пели на улицах. Иногда было здорово, был экстаз, но иногда были и тяжелые моменты.
Однажды я обратился к своему духовному учителю Ниранджана Свами с вопросом: «Почему бывает так, что, иногда, выполняя какое-то служение, чувствуешь вдохновение, но потом вдруг вкус к нему пропадает?» ЕС Ниранджана Свами сказал, что это Господь Кришна проверяет, кому мы служим. Себе, своим чувствам – потому что нам нравится, или Господу — для Его удовлетворения. И с тех пор у меня поменялось видение этой проблемы. Я ответственен за то, чтобы придти на харинаму. И прихожу я, в общем-то, не для того, чтобы ее организовывать. Придти на харинаму — это моя ответственность перед Господом.
Корр.: Меняется ли отношение к этому служению с годами?
Видагдха Широмани пр.: Со временем все меняется: сама личность, ее мировоззрение, восприятие своих действий и поступков. Это связано с приобретением знания и его реализацией, с практикой преданного служения. И восприятие харинамы, в определенном смысле, также меняется. Но всегда остается вкус к воспеванию Святого Имени. Преданные санкиртаны, делясь своим опытом распространения книг Шрилы Прабхупады, говорили, что такой вкус можно получить при распространении книг. Я не знаю аналога вкуса к воспеванию на улице. Если это служение выполнять очень сконцентрировано и внимательно слушать Святое Имя, то Оно очень легко отзывается, входит в сердце.
Еще со временем пришло такое осознание: я хожу на харинаму из благодарности к своему духовному учителю. Я хочу отдать ему долг. Потому что по милости духовного учителя Святое Имя проявляется во всей красоте и сладости. И этот вкус к воспеванию вдохновляет выходить на харинаму вновь и вновь.
Еще с годами становится глубже понимание, что санкиртана ягья, метод, данный нам Господом Чайтаньей, — это совместное воспевание. Меня очень привлекает в харинаме то, что ее невозможно провести одному. Можно прикладывать сколько угодно усилий, но это служение не получится, если рядом не будет преданных, на которых можно положиться. Иными словами, нельзя сказать, что харинама была экстатичная только потому, что каратальщик, мридангист и ведущий киртана — профессионалы. Если все мы не будем хотеть служить Господу Кришне, преданным, то харинама не получится. Эффект будет только тогда, когда преданные харинамы будут дружны. Я как-то спросил своего гуру, что такое дружба. Он ответил, что настоящая дружба – это совместный киртан. Мы вместе поем, вместе танцуем, вместе играем на музыкальных инструментах, — это и есть настоящая дружба. Хорошо, плохо, нравится, не нравится… Просто, мы вместе выполняем служение. Я, например, когда начинаю киртан, то жду удара по мриданге Радхавинода прабху.
Присоединившийся к беседе
Радхавинод пр.: А я жду, когда Видагдха Широмани запоет.
Корр.: Чем можно еще вдохновить на это служение преданных, которые пока еще не приходят на харинаму?
Видагдха Широмани пр.: Это служение, которое можно пронести через всю жизнь. Харинама – мощный аккумулятор, зарядное устройство для духовной жизни. Наша духовная жизнь очень сложная. Мы начинаем преданное служение яро, с напором, и быстро выдыхаемся, но Сознание Кришны — это наша жизнь. Мы не занимаемся Сознанием Кришны, мы живем в Сознании Кришны. Такая реализация тоже приходит не сразу, лет через десять-пятнадцать. Начинаешь осознавать, что Сознание Кришны – это непрерывный процесс. И харинаму можно пронести через всю жизнь, и это служение будет являться очень мощной поддержкой в личной духовной практике каждого преданного.
У нас в ятре очень много преданных, которые живут от харинамы до харинамы: Радхавинод прабху, Джива-раджа прабху, Джанардана прабху, Враджа-натх прабху. Для них вся жизнь делится на жизнь перед харинамой и после нее. Они сами мне об этом рассказывали. Они живут от воскресенья до воскресенья. Если преданный независимо от погоды, от того, кто поет, кто играет, захочет ходить на харинаму, то это будет очень большое подспорье в его духовной жизни. Харинама — это служение, которое очень быстро очищает сердце. Благодаря этому служению легко увидеть свои анартхи. И начать от них избавляться.
И еще такой момент. Преданные, которые не так давно присоединились к нашему обществу, могут на харинаме непосредственно ощутить необычайную атмосферу Вриндавана. С точки зрения философии, в дхаме нет гун материальной природы. И что бы ты ни делал, ты постоянно находишься в Сознании Кришны. Это очень удивительный опыт. Очень похожее состояние можно испытать на харинаме. Все поют святые имена, значит, проявляется Сам Господь Чайтанья. А, по словам Адвайта ачарьи, там, где находится Господь Чайтанья, — там Вриндаван. Невский становится Вриндаваном.
Нам важно научиться приходить на харинаму в духе служения преданным. Тогда мы сможем совместно служить миссии Шрилы Прабхупады и Господа Чайтаньи.
Радхавинод прабху — один из постоянных участников харинамы, он уже много лет занимается этим служением. Я думаю, ему есть чем поделиться с читателями…
Радхавинод пр.: Не хочется просто повторять слова, которые написаны в книгах… Когда мы на харинаме, мы очень близко к Господу Кришне. Как еще к Нему можно приблизиться? Я не знаю иного способа. И Господь Чайтанья, и Шрила Прабхупада хотели, чтобы мы пели Святые Имена Господа, такова миссия этого века. И выполняя это служение, мы становимся очень дороги Кришне. Разве кому-то может быть неприятно быть дорогим кому-то, особенно Верховной Личности Бога? Это основное чувство, которое преданный может испытать на харинаме, — быть дорогим, полезным.
Как мы поем и танцуем? Прабхупада говорил, что полубоги приходили на киртан и смеялись над преданными Кали-юги. Да, мы многое делаем несовершенно, но главный критерий — искренность. Мы не можем быть в искусственных отношениях с Кришной. Даже когда мы индивидуально мантру повторяем, то если честно, мы не очень близки к Кришне. Зато очень близки со своим умом. Но на харинаме, когда мы все вместе воспеваем Святые Имена, Их Божественная энергия накрывает волной любви. Мы утопаем в этом океане, и остается только одно желание — чтобы это продолжалось вечно. Иногда, конечно, тело устает, но сердце не хочет отдыхать. Хочется все время петь, и во время харинамы кажется, что это и есть настоящая жизнь, потому что мы в этот момент очень близко к Кришне. А это естественное состояние души. И больше нет никаких преград: анартх, тонкой оболочки, которая от Господа отделяет. Хочется, чтобы это состояние продолжалось бесконечно.
Иногда кажется, что даже если весь мир будет рушиться во время харинамы, то никаких беспокойств это ее участникам не принесет. Конец света никак на воспевании не отразится. Даже если атомную бомбу сбросят, и наши тела сгорят, то души будут продолжать идти вместе и петь Святые Имена Бога.
Видагдха Широмани пр.: Есть еще такой момент: мы в Сознании Кришны все равно хотим получить какие-то результаты. Радхавинод правильно сказал, что на харинаме мы можем почувствовать Кришну, Его милость, милость Господа Чайтаньи и Шрилы Прабхупады. Безусловно, эти моменты редки, они всегда индивидуальны. Но память о них и желание, чтобы они повторились, являются стимулом продолжать это служение. Я не видел Господа, но я чувствовал Его присутствие, и могу сказать, что это очень удивительная реализация.
Корр.: Как научиться с любовью и состраданием относиться к проходящим мимо людям?
Радхавинод пр.: Надо знать и помнить, что Сам Господь Кришна посылает этих людей. Харинама предназначена специально для них. Мы воспеваем Святые Имена, чтобы Их услышали другие люди. И те, кто харинаму встречает — не случайные прохожие. Разве это не здорово, что Кришна послал этих людей к нам, а нас — к ним? Ведь это очень радостная встреча, даже если люди пока этого не понимают. Эти прохожие гуляют по Невскому, заходят в магазины, поглощенные привычными мыслями, и вдруг видят странную процессию, в которой счастливые улыбающиеся люди танцуют, играют на музыкальных инструментах, поют Харе Кришна… И в тот момент, когда люди слышат Святые Имена, начинается их духовная жизнь, или продолжается…